вторник, 14 апреля 2009 г.

Обама силен, у него среди родни люди все рас и всех авраамических религий

Зев Чефетс | Independent
Ребе Кейперс Фьюней, афроамериканец иудейского вероисповедания, - троюродный брат Мишель Обама и собеседник, ценимый самим президентом США, сообщает The Independent. "Это харизматичный лидер, который хочет, чтобы иудаизм признал: белая кожа для иудея необязательна", - отмечает корреспондент Зев Чефетс, который пообщался с этим раввином.

Фьюней - старший раввин синагоги эфиопских иудеев Бет Шалом Б'наи Закен в Чикаго, одной из самых многочисленных общин чернокожих иудеев в США, сообщает издание. В нынешнем году в день памяти Мартина Лютера Кинга он выступил с речью в Свободной синагоге имени Стивена Уайза в Нью-Йорке, которая относится к ветви реформаторского иудаизма. На праздник были приглашены и иудеи из четырех афроамериканских синагог. "Отличить черных иудеев от белых можно было даже с закрытыми глазами: они хлопали в такт музыке в разном ритме", - пишет автор.

Фьюней - коренастый серьезный мужчина - пришел в синагогу в темном деловом костюме и большой серой вязаной кипе. Ради посещения синагоги он и его жена не поехали в Вашингтон на ужин, который Обама устроил для родственников и ближайших помощников накануне инаугурации. "Впрочем, для Фьюнея в тот вечер настал свой судьбоносный момент: его впервые в жизни пригласили публично выступить в центристской синагоге, посещаемой белыми", - пишет автор.

На взгляд многих американских евреев, чернокожий раввин - это оксюморон или даже, ввиду богословских разногласий, еретик, и многолетние попытки Фьюнея доказать, что чернокожие иудеи - такие же, как остальные, игнорировались. "Но человека, у которого родня в Белом доме, не очень-то поигнорируешь", - замечает издание.

Кейперс Фьюней родился в 1952 году, сообщает издание. Со своей троюродной сестрой Мишель и ее мужем он сдружился, придя на их свадьбу. Супруги Обама, как и Фьюней, активно занимались в Чикаго общественной работой. Фьюней был воспитан в традиционном христианском духе, но в студенческие годы под влиянием идей черного национализма заключил, что христианство навязано черным их белыми хозяевами-рабовладельцами. К иудаизму он пришел под влиянием ребе Роберта Дивайна, который учил, что истинными потомками библейских евреев являются африканцы и Иисус был чернокожим, отмечает издание.

"Установить, сколько в США чернокожих иудеев, сложно: среди них есть как чернокожие дети, усыновленные белыми евреями или рожденные в смешанных браках, так и афроамериканцы, принявшие иудаизм в той или иной форме, и, наконец, евреи эфиопского происхождения, которые после репатриации в Израиль переехали в Америку", - пишет газета, отмечая, что чернокожих иудеев в Америке, видимо, не более 2%. Еврейские родственники были у Эстона Хемингса, который считается побочным сыном Томаса Джефферсона, и госсекретаря штата Южная Каролина в начале XIX века Фрэнсиса Кардозо, но, как правило, дети из еврейско-афроамериканских семей не считали себя иудеями.

Черный иудаизм как самостоятельное религиозное течение возник в 1896 году в Канзасе: баптистский проповедник Уильям Сондерс Кроуди создал собственную церковь, где соблюдение шаббата и обрезание младенцев сочетались с почитанием Иисуса и идеей происхождения африканцев от библейских евреев. "Из учения Кроуди следовало, что черные - богоизбранный народ. За такую идею в тогдашнем Канзасе проповедника запросто могли повесить белые", - замечает автор. Учение прижилось, и ныне церковь, основанная Кроуди, насчитывает более 50 приходов. Что касается Фьюнея, то он постепенно отошел от эклектичной теологии Дивайна, увлекся традиционным иудаизмом течения еврейских израилитов и стал раввином, хотя ни одна "центристская синагога" тогда не признавала за ним этого статуса.

Течение еврейских израилитов было создано в 1920-е годы неким Уэнтвотом Мэтью, который называл себя выходцем из Африки и уверял, что многие белые иудеи - потомки кочевников-хазар, которые приняли иудаизм в VIII-IX веках. Многие чернокожие иудеи продолжают в это верить, хотя большинство историков считает версию хазарского происхождения европейских евреев совершенно необоснованной. Эта версия также является традиционным аргументом противников Израиля, что нервирует Фьюнея, который, как и большинство чернокожих иудеев, поддерживает Израиль.

Наводить мосты между еврейскими израилитами и общинами белых иудеев взялся Кейперс Фьюней, отмечает издание. Его синагогу Бет Шалом в Чикаго посещает около 200 человек, причем большинство - неофиты. У Фьюнея также есть традиционное образование в области иудаики, а в 1985 году он прошел гиюр (обряд перехода в иудаизм) вторично, на сей раз удостоверенный раввинским судом консервативного течения иудаизма. Он работает в еврейских организациях Чикаго и в 1997 году даже вошел в местный Совет раввинов, при этом не отрываясь от традиций своего течения.

По словам Фьюнея, его синагогу посещают учителя, работники городских служб и прочие представители среднего класса. "Филантропов-миллиардеров у нас нет", - замечает он. Свое нынешнее здание община приобрела у синагоги литовских евреев несколько лет назад. Раньше она занимала помещение в неблагополучном районе, в доме на стыке двух сфер влияния - банды латиноамериканцев и банды черных. Обе банды Фьюней предупредил, что не является пацифистом и в случае чего разберется с ними своими силами. "В чужие дела я не лезу, но проявлять неуважение к нашей синагоге никому не позволю", - поясняет он.

Во время президентской предвыборной кампании Фьюней не поддерживал Обаму публично и вообще старался скрывать факт родства с ним, чтобы не испортить репутацию кандидата в глазах ортодоксов. "Я считаю, что именно они распускали слухи о том, что Барак тайный мусульманин", - сказал он в интервью. У Обамы таких опасений не было. Более того, когда его обвиняли в недостаточно произраильской позиции, Обама попросил Фьюнея "распространить информацию, что я родственник раввина", сообщает издание.

Фьюней возглавляет организацию Pan-African Jewish Alliance, которая способствует переходу африканцев в иудаизм и их интеграции в массовые еврейские общины, сообщает издание. Для него это способ воплотить на практике свою убежденность в том, что многие африканцы ведут свой род от ветхозаветных евреев. Так полагают, например, южноафриканское племя лемба и нигерийское айбо. "В Нигерию Фьюней ездит регулярно и фактически является ее верховным раввином", - пишет автор.

"В молодости меня возмущало, что над нами, чернокожими евреями, смеются либо игнорируют нас. Иногда я шел на кошерный рынок, придвигался поближе к какому-нибудь ортодоксальному раввину и орал: "Я сроду белых иудеев не видел!" Но теперь у меня другие мысли, - заметил Фьюней в интервью. - Кричать не нужно. Люди готовы к диалогу: готовы говорить и слушать".

Комментариев нет:

Архив блога

Ярлыки