воскресенье, 16 ноября 2008 г.

ТРИУМФ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Пишет брат Жан ([info]ascyltos)
2008-10-26 00:20:00
Предыдущая запись  В избранное!  Рассказать другу!  Следующая запись
Аквинат
В католической иконографии есть один любопытный сюжет – «Триумф св. Фомы Аквинского». Насколько я понимаю, это тот редкий случай, когда святой прославляется за свои философские открытия. Например, в Лувре хранится «Триумф» (темпера на панели, 1471 год) работы итальянского мастера Беноццо Гоццоли (1420-1497).

Photobucket


Сверху изображён Христос в окружении ангелов, чуть ниже – Моисей (он держит в руках скрижали) и четыре евангелиста (рядом с каждым из них находится его символ – лев, орёл, бык и человек). Тот, что с мечом – вероятно, Пётр (поправьте меня, если я неправ). Между евангелистами расположена надпись: Bene scripsisti de me Thomma («Хорошо ты написал обо мне, Фома»). Как сказано в «Золотой легенде» (Legenda aurea), популярном в средние века собрании анекдотов из жизни святых, с этими словами Христос явился Фоме, когда тот во время ночной молитвы созерцал распятие.
Сам Фома восседает в центре композиции, его окружают Платон (справа) и Аристотель (слева). В руках Фома держит открытую книгу – это Summa contra Gentiles («Сумма против язычников»). На левой странице начертан эпиграф из книги Притчей Соломоновых, глава 8, стих 7: Veritatem meditabitur guttur meum et labia mea detestabuntur impium («Об истине будет рассуждать глотка моя, и губы мои проклянут нечестивого»). Справа – начало первого предложения: Multitudinis usus, quem in rebus nominandis sequendum philosophus censet. Целиком эта фраза звучит так: «Обычное словоупотребление, которому, по мнению Философа (т.е. Аристотеля), нужно следовать, выбирая имена для вещей, называет мудрецами тех, кто располагает вещи в правильном порядке и хорошо ими управляет» (перевод Т. Ю. Бородай).
Сияющее Солнце на груди Фомы свидетельствует о его роли учителя церкви (doctor ecclesiae). Об этом же говорят и две надписи, расположенные под Платоном и Аристотелем: vere hic est lume(n) ecclesi(a)e («поистине, сей есть свет церкви») и hic adinvenit omnem via(m) disciplin(a)e («сей обретает весь путь учения»).
Ногами торжествующий Аквинат попирает своего главного противника – Ибн Рушда (известного на латинском Западе под именем Аверроэса). На нижнем ярусе изображен собор 1323 года в Авиньоне во главе с римским папой Иоанном XXII, объявляющий Фому Аквинского святым.

А где-то за кадром стоит Абу Хамид аль-Газали и довольно потирает руки.

Ещё несколько версий «Триумфа св. Фомы». Первая принадлежит Адреа да Фиренце (1343-1377), вторая – Франческо Траини (работал 1321-1363).

Photobucket


Photobucket

Комментариев нет:

Архив блога

Ярлыки