Эта картинка поможет всем желающим наглядно представить себе суточный богослужебный круг в Латинском Обряде. Слева мы видим группу монахов в капюшонах, которые совершают Утреню (время 4:55 до полудня) затем Laudes (6:10 до полудня). Как правило эти богослужения объединяются в одно последование. Три раза в год в Великий Четверг, Страстную Пятницы и Великую Субботу это богослужение принято называть Tenebrae (Темная Утреня), если при их совершении соблюдаются некоторые обряды. Со временем, чтобы сделать эти три Утрени, а в особенности последование Страстной Пятницы более доступным для мирян (в смысле времени), они стали совершаться не глубокой ночью (или ранним утром, что одно и тоже), а поздним вечером предшествующего дня т.е. "антиципироваться". Но возможно, что здесь также сработал закон "сохранения архаичного в литургически насышенные периоды". Дело в том, что по одной из версий, обряд постепенного тушения свечей был когда-то чисто практическим актом: по мере рассвета, требовалось все меньше света, и к богослужению Laudes, которое представляет собой "хвалу на рассвете" света свечей уже не было нужно. Так как можно было молиться при лучах утреннего солнца. В дальнейшем практика "антиципирования" была закреплена авторитетными литургическими предписаниями. Затем в середине ХХ века, видимо в ходе реформ Пия XII многие ордена вернулись к практике совершения Tenebrae, как и вообще Утрени - ранним утром.
В Liturgia Horarum дается обшая рекомендация относительно совершения Часа Чтений (богослужения заместившего прежнюю Утреню) согласно ей желательно, чтобы этот Час сохранял характер ночной молитвы, однако он может быть совершен в любое время суток. Таким образом Liturgia Horarum не дает четких указаний относительно времени этого богослужения, однако презывает совершать его в темное время суток.
Комментариев нет:
Отправить комментарий