воскресенье, 26 октября 2008 г.

статистика сожжений при патриархе Иоаким


http://community.livejournal.com/ru_history/1571265.html

В работе Евгения Шацкого РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И СОЖЖЕНИЯhttp://www.krotov.info/lib_sec/25_sh/sha/shazky.html  содержится подборка фактов о казнях сожжением в России с первого упоминания подобного случая в 1227 году, когда в Новгороде были сожжены 4 волхва и до казни колдуньи-камчадалки в 1770-ых. Отметим, что, во-первых, казнь сожжением была казнью за  религиозные преступления и колдовство. Во-вторых, такие приговоры выносила церковь (не рассматриваем здесь ранний период).

Хотя сам автор и говорит, что его подборка заведомо неполна, что сведений о большинстве сожжений не сохранилось, но, тем не менее, одна тенденция в собранных им данных проявляется достаточно ярко. Взглянем на график, который построен по его данным:

  

Рис. 1 Число казней сожжением по 25-летиям, 1401-1775. Число сожженных от 1 до 30 (иногда число точно не известно). В одном случае в 1 казнь условно включено 90 сожженных за 1685 год по неизвестному числу приговоров.

 

Конечно, трудно говорить о тендженциях в 15 и 16 веках. Речь, конечно, о  о периоде особенно яростной борьбы со старообрядцами, второй половине 17 века, а именно периоде с 1670 по 1690 гг., на который приходится большая часть зафиксированных казней сожжением в срубах.
 Патриархами РПЦ тогда были:

1667 - 1672 годы - Иоасаф II (? - 1672) - патриарх Московский и Всея Руси с 1667 года.

1672 - 1673 годы - Питирим (?-1673), святейший патриарх в 1672-1673 годы.

1674 - 1690 годы - Иоаким (в миру Иван Петрович Савелов) (1620 - 1690) - патриарх Московский и Всея Руси с 1674 года.

Большая часть всех случает сожжений приходится на время патриаршества Иоакима (6 января 1621 Можайск — 1690 Москва). В общем, он и  есть Великий Инквизитор Русской Православной церкви.

 

Рис. 1 Патриарх Иоаким, икона неизв. Художника XVII в.   

Фигура это вполне соотвествует своему изображению - свирепый гонитель, сторонник старины во всем, кроме церкви, где врагом его стала старая вера и ее приверженцы.
Именно при нем был сожжен протопоп Аввакум, который дал свидетельства о других сожжениях – цитирую по Шацкому: Иларион, стрелец, сожжен в Киеве. Полиект, священник, сожжен в Боровске(«и с ним 14 человек сожгли»). Иван Юродивый сожжен в Холмогорах. «В Казани никониянетридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире – шестерых, в Боровске – четырнадцать человек».
Известен был Иоаким и тем, что выпросил у Петра голову известного приближенного Софьи  Сильвестра Медведева, который был приговорен к сожению и казнен, но как? Сведений нет.
Факт и тот, что число сожжений после его смерти уменьшилось и заметно.
 
В общем-то этот период "иоакимовщины" был славен также бегством раскольников на окраины России и за ее границы. Сколько было беглецов, неизвестно, но, наверное, и это можно оценить хотя бы косвенно.

Может показаться странным, но именно Иоаким был одной из главных сил, отстранивших от власти Софью и приведших к ней Петра.


Комментариев нет:

Архив блога

Ярлыки